Развитие познавательных процессов В.Л. Шарохина “Коррекционно- развивающие занятия в младшей, средней и подготовительной к школе группах”.
Занятие (старшая группа).
Цели:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
4. Совершенствование навыков счета.
5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и
навыков связной речи).
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание
доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка (Медвежонок), иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «Построй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей), тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка —Медвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: Дети (предполагаемые ответы):
— Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путешествие в сказку. Хотите узнать, в какую?
— Да, хотим.
— Тогда давайте рассмотрим картинки.
Психолог показывает иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
— Рассмотрите картину и расскажите о том, что вы видите на ней.
— Маша с подругами идет по тропинке к лесу. Она машет дедушке и бабушке рукой.
— А кто нарисован на этой картине?
— Медведь несет короб с пирогами, а из короба выглядывает Машенька.
Психолог и дети рассматривают и анализируют все пять картин, затем, вспоминая сюжет сказки, прикрепляют иллюстрации к магнитной доске в нужном порядке.
— Давайте повнимательнее рассмотрим ту картину, на которой нарисована Маша в лесу.
Психолог привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов.
— Что нарисовано справа?
— Ель, гриб, белка, ...
— А слева?
— Заяц, куст, ... .
— Что вы видите на верхней части картины? Какие предметы нарисованы внизу?
— Грибы, ягоды, заяц, ... .
— Перечислите то, что девочка увидела в лесу.
— Ель, березы, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца.
Психолог раздает карточки к упражнению «Найди, зачеркни, сосчитай».
— Рассмотрите таблицу. Какие предметы нарисованы на ней?
— Ягоды, бабочки, карандаши, грибы, конфеты, шарики, ели.
— Молодцы! Теперь посчитаем, сколько в таблице елей.
— Три ели.
— Сейчас мы будем искать и считать бабочек. Рассмотрите все картины, сосчитайте бабочек.
Сколько их?
— Четыре бабочки.
Психолог предлагает детям найти и сосчитать ягоды, а затем грибы. По окончании задания психолог снимает картины или переворачивает их изображением вниз.
— Каких зверей Маша встретила в лесу?
— Белку, зайца, ежа, медведя.
— Где жил медведь? — В домике, в избушке.
— Возьмите из тарелочки карандаши и зачеркните те предметы, которые Маша не видела
в лесу.
Дети выполняют задание.
— Какие предметы вы зачеркнули?
— Правильно, сказочный медведь жил в избушке, а как называется жилище обычного медведя?
— Берлога.
— Молодцы! Как вы думаете, кто делает диким животным жилища?
— Они сами делают себе жилища.
— А домашним животным нужно самим строить жилища?
— Нет.
— Почему?
— Они живут в доме вместе с людьми. Люди строят им дома.
— Верно. Какие домашние животные были нарисованы на картине?
— Кот, собаки.
— Как называется домик, который человек строит для собаки?
— Конура, будка.
Психолог раздает карточки к упражнению «Построй домик».
— На этой картинке нарисованы собачьи будки. Внимательно рассмотрите их и нарисуйте в пустом квадрате подходящую конуру — «постройте» домик для собаки.
Психолог обращает внимание детей на расположение домов в горизонтальных и вертикальных рядах. При затруднениях дает дополнительные разъяснения.
— А теперь мы отдохнем. Подойдите ко мне.
Дети подходят к психологу, вместе с ним произносят текст и выполняют соответствующие движения.
Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладони три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять.
Дети садятся за столы. Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с медведем в конце сказки.
— Медведь испугался собак, поставил короб и побежал в лес.
— Хотите помочь медведю добраться до его избушки? — Да, хотим.
Психолог раздает карточки к упражнению «Выбери дорожку»:
— Найдите дорожку, которая ведет к дому медведя. Возьмите карандаши и проведите по ней линию — укажите медведю путь.
Дети выполняют задание.
— Вот и заканчивается наше занятие. Давайте расскажем Медвежонку, чем мы сегодня занимались.
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями.
— Похвалите друг друга, скажите ласковые слова нашему Медвежонку.
Дети говорят комплименты друг другу и мягкой игрушке.
Программа занятий
Данная программа способствует развитию познавательных процессов (память, мышление, наблюдение, восприятие и речь). Развивает эмоционально-личностную сферу, что способствует укреплению психического здоровья ребенка. В предложенных занятиях используется сказкотерапия, которая помогает творческому развитию, совершенствует взаимодействие дошкольников с окружающим миром.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника