Автоматизация звука Р «Путешествие Ромы»

Учитель-логопед Попова Наталья Юрьевна.
Учитель-логопед
Попова Наталья Юрьевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р

«Путешествие Ромы»

Цель: закрепление произношения звука Р изолированно, в слогах, словах, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять умение находить место звука в слове;

- формировать навыки слогового анализа;

- закреплять навык согласования существительного с числительными;

- закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование: наглядный материал, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Поможет Роме или нет?

Ребенок: Будем помогать Роме.

2. Основная часть

Логопед: Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым.  А стать таким нам поможет одна игра. Давай поиграем?

Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой).

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками).

В небе летали чайки (имитирующие движения).

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения).

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь).

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз).

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу).

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук).

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения).

Языку тоже нужна тренировка. Садись перед зеркалом, начнем!

 Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

 «Маляр»:

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

 «Лошадка»:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье»:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк»:

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики»:

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Логопед: Молодец! Ты справился с заданиями. Можно двигаться дальше!

- К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р». При произнесении звука Р губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Изолированное произношение звука [ Р ])

- Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести (или прочитать) слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ]. (Проговаривание прямых и обратных слогов)

-ТВ путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Проговаривание слов со звуком [Р]).

- Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах: в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Определение звука в словах)

- Вдруг на море образовался штиль. Наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь. (Упражнение на дыхание).

- Посмотри, по морю движутся какие-то предметы! Смотри на эти предметы, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Зрительная гимнастика).

.

Логопед: Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки).

- А теперь нам пора отдохнуть.

Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки).

- Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран). Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Деление слов на слоги).

- Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор). (Проговаривание рифмующих слов).

- Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Проговаривание чистоговорок).

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Программа занятий

1. Оргмомент

2. Основная часть

3. Заключительная часть. Подведение итогов
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie